Стокгольмский архипелаг. Шведская яхтенная ассоциация
Рассказывали о посещении Уппсалы и планировании поездки. Поскольку эти города находятся недалеко от столицы (50 и 70 км), можно потратить один-два дня на их посещение, а потом вернуться обратно в Стокгольм — ведь не все тропы еще исхожены и не все достопримечательности осмотрены.
Что такое Стокгольмский архипелаг
Стокгольмский архипелаг (Stockholms skärgård)
раскинулся на 80 км, начиная от Стокгольма и выходит прямо в Балтийское море. Архипелаг состоит из 30 тысяч островов, что, согласитесь, впечатляет!
Среди жителей страны считается большим успехом владеть дачей на одном из островов архипелага, приезжать иногда отдыхать, а в остальное время сдавать номера отдыхающим. Так что вы можете забронировать номер практически на любом населенном острове. Забронировать отель на острове или в любом городе Швеции и мира можно на сайте Booking.com
Вбиваете название острова или города и примерные даты поездки в поисковик и ищите подходящие варианты.
Вы можете взять напрокат лодки
или арендовать катер
и путешествовать по самому большому архипелагу Балтийского моря, а можете купить билет на паром
в кассе паромного вокзала Стокгольма и провести немного времени на одном из островов.
На какие острова стокгольмского архипелага нужно съездить: самые красивые и популярные острова
Ваксхольм (Waxholm)
Ваксхольм — это небольшой и очень уютный островной городок с узенькими улочками и традиционными шведскими домиками — лаконичными и при этом очень нарядными. Здесь кипит жизнь — рестораны и магазины открыты допоздна, можно прогуляться по набережной , посидеть на деревянном причале , послушать крики огромных чаек. Приплыть на Ваксхольм можно на пароме из Стокгольма. Можно, в принципе, и на автобусе добраться, но мы же говорим об островах - романтичнее воспользоваться паромом или катером. Паромы обычно отправляются с набережной Старого города, билеты можно купить непосредственно в кассах причала.
Те, кто ценит уединение и спокойный отдых у самого моря могут снять целый дом на самом берегу, например Repslagarens B&B : всего за 150 евро в сутки в вашем расположении будут дом 19-го века с комфортной спальней и кухней, выходом в сад, патио и чудесным видом на гавань.
Раньше Ваксхольм был тюремной крепостью, сейчас сюда возят туристов и рассказывают им о временах, когда Стокгольм нуждался в подобной обороне. В городе много отелей, и вы легко можете забронировать себе симпатичный и совсем недорогой номер с видом на крепость, море или город. Цены начинаются от 80 долларов за двухместный номер.
Билет на паром
можно купить в кассах причала в Старом городе Стокгольма или на борту парома.
Время в пути
— примерно 1 час, стоимость проезда
составляет 80 крон (8 долларов).
Гринда (Grinda)
Это особый остров, куда приезжают затем, чтобы по-настоящему ощутить себя частью природы. Идеальные каменные склоны
, уходящие под воду, высоченные сосны
, свежий морской воздух
с вкраплениями запахов хвои и шишек, робкие олени, прячущиеся в чащах, и щебет птиц
.
На острове есть несколько частных домов, изысканный отель с демократическими ценами , расположенный в бывшем поместье Альфреда Нобеля и пара магазинов и кафе.
Как сюда добраться и сколько это стоит
Добраться сюда также можно на пароме
из Стокгольма или с острова Ваксхольм.
Время в пути
примерно 1 час 20 минут, стоимость проезда
составляет 95 крон (10 долларов)
Билет на паром можно купить в кассах причала Стокгольма в Старом городе или на пароме.
Утё (Utö)
Песочные пляжи, зоны для барбекю, скалистые берега , все это ждет вас на этом уютном острове. Сюда приезжают любители полежать на пляже, а также те, кто любит походы и прогулки по лесу. В лесу проложены специальные дорожки для велосипедистов . Кроме всего этого на острове несколько милых деревянных дачных домиков, пара отелей и хостелов, а также кафе и бары.
Как добраться и сколько стоит
На пароме сюда можно добраться за несколько часов и 140 крон (около 14 долларов). Билет на паром можно приобрести непосредственно на борту или в кассах причала.
Ноттерё (Nåttarö)
Этот остров словно создан специально для любителей пляжного отдыха . Но не просто пляжного отдыха, а умиротворенно созерцательного времяпровождения. Здесь нет коктейльных вечеринок и шумных гуляний до утра, но есть удивительно атмосферные пляжи Stora Sand и Skarsand , где вы сможете буквально раствориться в умиротворяющей природе, запахе моря и шуме ветра.
Остров также придется по душе фанатам пеших прогулок — здесь изумительные леса , практически нетронутые цивилизацией, потрясающие пейзажи и запах, который запомниться вам навсегда. Хвойные и лиственные чащи, редкие виды мхов и лишайников и неистоптанные тропы — вам здесь понравится.
Как сюда добраться и сколько это стоит
Чтобы добраться до острова Ноттарё необходимо в Стокгольме сесть на автобус
компании SL до города Нунесхамн (Nynäshamn), а оттуда сесть на паром
до Нотарё.
То есть маршрут таков:
- паром Анкарудден-Ноттерё (в пути примерно 1 час, стоимость 79 крон или 8 долларов).
Билеты на автобус компании SL можно купить в сервисных центрах компании SL, кассах железнодорожного вокзала Stockholm Central, а также на сайте компании .
Сандхамн (Sandhamn)
Это очень маленький остров и поэтому особенно уютный. Сандхамн очень популярен среди местных жителей и гостей страны. Здесь можно прогуляться по сосновой роще
, спуститься к воде по пологому каменному склону
, покупаться на шикарном пляже
, посидеть в кафе с видом на море
, полюбоваться старым причалом
, погулять мимо типичных шведских коричневых и красных домиков
.
Этот город — конечный пункт, в который осуществляют рейсы городские паромы. Несмотря на свой небольшой размер этот город настолько колоритный, что в нем можно провести несколько дней, для того, чтобы полностью расслабиться и погрузится в шведскую культуру.
Приплыть сюда можно только из города Ставснас (Stavsnäs).
Маршрут следующий:
- автобус SL Стокгольм-Ставснас (примерно 1 час в пути и стоимость 30-60 крон или 3-6 долларов);
- паром Ставснас-Сандхамн (время в пути — примерно 1 час, стоимость проезда составляет 80 крон или 8 долларов).
на сайте компании , автобусы отправляются оттуда же. Билеты на паром можно приобрести в кассах причала или на пароме.
Остров Ойя (Öja) и деревня Ландсорт (Landsort)
В расписании паромов этот остров называется названием деревни, расположенной на нем. Среди шведов принято считать этот остров самым красивым среди остальных островов архипелага. Берег изрезан гладкими скалами , которые омывают прохладные волны Балтийского моря , то тут, то там виднеются сказочные деревянные домики , а на самой высокой скале стоит маяк . Это место очень яркое и живописное и оно однозначно стоит того, чтобы потратить на него свое время.
Как добраться и сколько это стоит
Чтобы добраться сюда, нужно из Стокгольма на автобусе
приехать в город Нунесхамн (Nynäshamn), а отсюда сесть на паром
до Ландсорта.
В расписании паромов город Нунесхамн называется по имени полуострова, на котором он расположен — Анкарудден (Ankarudden).
То есть маршрут таков:
- автобус SL Стокгольм-Нунесхамн (в пути 50 минут, стоимость проезда — 30-60 крон или 3-6 долларов);
- паром Анкарудден-Ландсорт (в пути примерно 1 час, стоимость 79 крон или 8 долларов).
Билеты на автобус компании SL можно купить в сервисных центрах компании SL, кассах ж/д вокзала Stockholm Central, а также на сайте компании .
Билеты на паром можно купить в кассах причала или на пароме.
Если у вас осталось еще пару дней и вы не знаете, чем себя занять, есть вариант съездить или слетать в Гетеборг, в мы описывали как добраться до Гетеборга и сколько это стоит.
Возможно вам пригодится информация о том, .
Если круг ваших интересов не ограничивается Старым центром Стокгольма, то вам стоит ознакомиться с , а также с информацией о видах , что поможет вам сэкономить на проезде, который в Швеции стоит недешево.
Токгольм с каждым годом становятся все притягательнее для путешественников, но многих останавливает известная дороговизна страны и ее столицы. Чем дальше от центра, тем отели и гостевые дома становятся дешевле, тем не менее стоит учитывать траты на проезд до центра города и обратно, где расположены большинство достопримечательностей. Зачастую выгоднее оказывается снять номер поближе к центру, несмотря на более высокую стоимость. К центральным районам Стокгольма относятся Гамла Стан, Седермальм, Остермальм, Кунгсхольмен и Васастан в них же расположены самые лучшие отели, а мы расскажем вам о самых бюджетных из них. Выбирая отель в Стокгольме, обратите внимание на...
– красивый город в с комфортным климатом, культурными достопримечательностями и великолепными природными ландшафтами. Популярным туристическим маршрутом Стокгольма является Стокгольмский архипелаг (Stockholms skärgård) – около 24 тысяч островов, островков и скал, которые расположились к востоку от города. Архипелаг имеет протяжённость 60 километров. С востока от него располагаются (Åland) – шведская автономная территория в составе . Между Аландами и Стокгольмским архипелагом протекает пролив Южный Кваркен (Södra Kvarken) .
География архипелага во времена викингов имела другой вид – острова были малочисленны, их населяли рыбаки. Нынешнее островное разнообразие объясняется поднятием суши.
Стокгольмцы строят на островах архипелага дачные домики, туристы любят прогуливаться среди островов на катерах. На архипелаге есть острова маленькие и необитаемые, есть такие, на которых располагаются дачные сообщества. Остров Ваксён (Vaxön) знаменит тем, что на нём построен город Ваксхольм (Vaxholm) , который занимает площадь 1,64 квадратных километра. К востоку от Ваксёна располагается остров Гринда (Grinda) , популярный для путешественников и туристов, на котором построены сельские домики. Рекордсмен по площади – остров Вармдён (Värmdön) , шестой по величине в Швеции. Он связан с материком мостом. Сандхамн (Sandhamn) – курортный остров.
В XIX веке состоятельные шведы строили на островах виллы, которые были переоборудованы в отели. В прошлом острова были популярны у писателей и художников.
Стокгольмский архипелаг: Как добраться
Из самый комфортный способ путешествия по островам архипелага – паром. Стоимость билета зависит от расстояния. На паромах компании «Waxholmsbolagets» , которая была основана в середине XIX века, одноразовый билетстоит от 4,9 до 14,60 EUR, для детей до 19 лет и пожилых людей старше 65 лет – 3,65-9,6 EUR, дети до 6 лет путешествуют бесплатно. Можно приобрести Travelcard на пять дней или на месяц. Паромы интересны тем, что они плавают к сотням островов архипелага, перевозя островитян на работу, детей в школу, доставляя на острова продукты. Самые популярные причалы: Стрёмкаен (Strömkajen) , Кунгстредгорден (Kungsträdgården) и Ниброкаен (Nybrokajen) располагаются в центре Стокгольма. Пригородные причалы соединены с центром города метро и автобусами. Путешествовать с пригородных причалов дешевле, а в пик туристического сезона они не так загружены.
До некоторых островов можно добраться на автомобиле или на автобусе. Автобусы до северного архипелага отходят от станции метро Текниска Хёгсколан (Tekniska högskolan) . Автобусы в Вармдё (Värmdö) идут от станции Слуссен (Slussen) . Пригородные поезда к южному архипелагу отправляются с центрального вокзала Стокгольма (Centralstation Stockholm) .
Стокгольмский архипелаг: Лайфхаки
Острова Стокгольмского архипелага предлагают широкий спектр природы, от пышной зелени внутреннего архипелага до голых скал отдалённых форпостов. На некоторых островах есть рестораны, гостиницы и загородные магазины, а другие – совершенно пустынные. На архипелаге есть старинные крепости и цитадели, художественные выставки, музеи.
На острове Ваксхольм (Vaxholm) находится Ваксхольмская крепость (Vaxholms fästning) , построенная в XVI веке. В ней располагается музей обороны Стокгольма, билет – около 8 EUR, для детей до 18 лет – бесплатно. На остров можно добраться как паромом или на автобусе №670, который идёт от станции метро Текниска Хёгсколан.
На острове Сандхамн (Sandhamn) находится самый популярный Королевский шведский яхт-клуб (Kungliga Svenska Segelsällskapet) . До острова можно добраться прямым паромным рейсом из центра Стокгольма (это займёт 5 часов). От центра города ходит автобус до острова Ставшняс, а оттуда паромом до Сандхама.
На острове Вармдё (Värmdö) есть художественный музей «Artipelag» , в котором проходят выставки, музыкальные концерты, есть ресторан, мастерские для детей и взрослых. Добраться до Вермдё из Стогкольма можно на автобусе от станции Слуссен (Slussen) или на пароме.
Ночлег в отеле на островах – от 100 EUR, бюджетное размещение (как вариант, кемпинг) – от 30 EUR, аренда велосипеда – 16 EUR, горного велосипеда – около 37 EUR, каяка – от 37 EUR.
Паромы подбирают островитян по требованию. На пристани есть круглый складной знак, который называется семафором. Семафор следует поместить в вертикальное положение, пока вы ждёте паром. Это сигнализирует капитану проплывающего судна, что кто-то хочет ступить на борт.
Выдался солнечный денек в Стокгольме? Возможно, стоит потратить его не на музеи, а на природу, которой славится Стокгольм, несмотря на то, что является столицей. В самом городе и за городом очень много парков, а один из самых интересных зеленых районов – стокгольмский архипелаг
, группа островов и полуостровов всего в 20 километрах от Стокгольма.
В этом посте мы рассказываем о том, как посетить стокгольмский архипелаг и что стоит увидеть, если у вас всего один день и вы на машине. На общественном транспорте путь придется сократить – всего не успеть.
– столица стокгольмского архипелага и место, с которого стоит начать его посещение. Добраться сюда можно на автобусе или на лодке. Автобус номер 670 (билет стоит 31 крону) отправляется от Danderyd Sjukhus; паром (75 крон) – от Strömkajen. В отличие от автобуса, билеты на паром можно приобрести на борту.
Чтобы с Ваксхольма выбраться на другие острова и полуострова архипелага, на которые нет мостов, можно воспользоваться бесплатными паромами. Эти паромные переправы – часть стокгольмских автодорог, а потому – бесплатные. Единственный паром, за который придется заплатить – с Ваксхольма на крошечный островок с крепостью, не более чем в километре от Ваксхольма (30 крон туда-обратно).
Сейчас крепость является музеем, где рассказывается об увлекательной истории развития шведской береговой обороны. Даже если в день вашего посещения музей закрыт (а он в основном закрыт в нелетний сезон), все равно можно попасть внутрь крепости. Крепость была построена в 1863 году и оставалась армейским подразделением вплоть до начала 21 века.
Не забудьте сделать фотографию Ваксхольма с крепости!
Если вам интересна оборона и фортификация, стокгольмский архипелаг – это маст-си. Кроме крепости можно посетить пушечную батарею Кулларна в центре Ваксхольма, редут, форт и артиллерийскую часть на Риндё, а также крепость Фредриксборг.
раньше был рыбацкой пристанью, а теперь бывшие дома рыбаков – одни из самых дорогих в Стокгольме, их используют как резиденции художников, кафе и отели.
В Ваксхольме также можно посмотреть колокольную башню.
В галерее Roddarhuset
проводят выставки и вернисажи, обязательно загляните!
Нам в галерее больше всего понравился сувенирный магазин, в котором можно купить (задорого, конечно) вот такие фигуры из металлических сетей.
Богесунд
Из Ваксхольма на Богесунд ведет мост.
Богесунд главным образом – природный заповедник, созданный для отдыха на открытом воздухе в широколиственном лесу. На Богесунде водится до 115 видов птиц, проложены туристические тропы, но самое интересное тут – . Он был построен в 1640 году для знатной шведской семьи, но приобрел свой сказочный вид в 1860-х, когда его перестроили по модным в те времена романтическим веяниям. Семиэтажные башни, часовня и зимний сад появились именно тогда.
Потом замок пустовал более ста лет, что однако спасло его от модернизации. После многих лет запустения государство приняло новый закон об отчуждении брошенного имущества, и замок отремонтировали. Сегодня замок по-прежнему принадлежит государству.
Когда мы были в замке, вокруг него паслись лошади, разъезжали старые машины, а пожилые шведы прогуливались с собаками охотничьих пород. Кажется, что вы перенеслись как минимум на 100 лет назад в прошлое.
На Риндё можно попасть на бесплатном пароме.
Риндё обязательно стоит посетить любителям оборонных сооружений: здесь, в частности, находится , построенный в 19 веке. Над землей можно увидеть только верхушку айсберга: большинство оборонных конструкций находится под землей. По сравнению с более ранними фортификационными сооружениями, которые были призваны впечатлять своими высокими башнями и стенами, форт был почти незаметен, покрыт землей и дерном.
С Оскар-Фредриксборга видна на острове напротив.
Плавают лебеди в поисках еды.
Если вы окажетесь в этом месте в районе 18.00, можно увидеть огромные паромы, плывущие на Хельсинки или Таллинн.
На Вармдё вас ожидает неожиданная достопримечательность – ферма Siggesta Gård
с полями для мини-гольфа, ресторанами и другими возможностями для интересного времяпрепровождения, а главное – с мини-зоопарком с альпаками. За этими животными можно наблюдать вечно, и они потрясающе мягкие наощупь.
Наконец, на архипелаге можно пошопиться, посетив один из аутлетов стекла и фарфора на Густавсберге.
День 1. Стокгольм
Заселение на лодку, знакомство, инструктаж, осмотр достопримечательностей.
День 2. Переход на остров Ваксхолм
В этот день мы посетим одну из красивейших цитаделей Швеции - крепость Ваксхольм, мощные каменные бастионы которой возвышаются между островами Ваксён и Риндё. Черные провалы бойниц, свидетели не одного морского сражения, казалось бы, следят за мирно спящим городком. Серые волны залива вплотную подходят к неприступным стенам цитадели. Она занимает стратегически важное место и, по сути, перекрывает все доступы в столицу. Её называют Шведским Кроштадтом. В "Линию Ваксхольм" входят не только собственно цитадель, но ещё пара дюжин фортов и батарей на островах Стокгольмского архипелага.
День 3. Переход на остров Сандхамн
Сандхамн - остров стокгольмского архипелага, известный тем, что здесь каждый год проходит королевская регата. Здесь располагается Королевский яхт-клуб, спа-отель, множество ресторанов и кафе. На этом острове, расположенном на краю архипелага, есть прекрасные белоснежные пляжи и живописные скалы, где можно отдохнуть от суеты и насладиться скандинавской природой. Так же мы побываем на соседних островах, сходим в настоящую шведскую баню и посетим маяк-крепость, оборонявший эти места.
День 4. Переход на остров Утё
Остров Утё славится богатым историческим наследием. Он был населен еще до эпохи викингов. С XII века до 1879 года островитяне добывали здесь железо. С ветряной мельницы, датируемой 1791 годом, открывается восхитительный вид. В настоящее время Утё - один из популярнейших курортов в Стокгольмских шхерах. Здесь мы погуляем по экотропам, желающие смогут взять в аренду велосипед и объехать остров по многочисленным веломаршрутам...
День 5. Переход на остров Нюнесхамн
Нюнесхамн (швед. Nynäshamn) - портовый город в Швеции, расположенный на южной оконечности полуострова Сёдертёрн. Является административным центром. Нюнесхамн возник как дачное местечко на перекрёстке морских путей. В 1901 году его со Стокгольмом связала железная дорога, и к 1911 году его население возросло до 1700 жителей. Сейчас городнасчитывает около 14000 жителей и в летние периоды еще столько же гостей. Прогулка по этому красивому городу и окрестная природа острова оставит яркие и незабывамые впечатления.
День 6. Переход в Даларё
Остановимся в уютной гавани близ города. Погуляем по его милым улочкам, отведаем местной кухни и отправимся исследовать одноимённый форт, построенный в 1656 году на островке Стоккшерсхольмен, расположенном двумя километрами юго-западнее Даларё.
День 7. Возвращение в Стокгольм
Ошвартуемся на месте старта, погуляем по старому городу и устроим заключительный пир. Ночевка на яхте.
Всего лишь после нескольких дней путешествия на парусной яхте по бескрайнему Стокгольмскому архипелагу, Крис Бисон понял почему шведские яхтсмены так редко выходят за пределы Балтийского моря.
30,000 островов входят в состав Стокгольмского архипелага вот почему не хватит, всей жизни, что бы их исследовать хотя практически все они расположены на расстоянии однодневного перехода от центра Стокгольма.
Мне повезло в жизни путешествовать под парусами в самых разных частях земного шара и я всегда удивлялся почему среди множества наций на воде так редко можно встретит Шведов. Как это возможно? Исторически так сложилось что шведы нация мореплавателей и бесстрашных искателей приключений.
Может ли Северное море быть настолько непреодолимым барьером для этих морских разбойников? Ответ, однозначно нет. Это все происходит потому что, шведские прибрежные воды щедро усыпаны бесконечным количеством островов, которые настолько привлекательны, что шведам просто нет необходимости плыть куда либо еще. Все, что необходимо настоящим искателям приключений щедро разбросано на расстоянии нескольких миль от Шведского побережья.
Stockholms Skärgård , или Стокгольмский архипелаг, можно сравнить, с коробкой изумительного шоколада, 30000 очаровательных гранитных островов, каждый со своим собственным характером, историей и дикой природой. Все они формируют центральную часть огромного архипелага состоящего из более чем, 100000 островов – который является самым большим в мире архипелагом. Температура воздуха летом может достигать 25 – 29 градусов Цельсия, погода в целом похожа на то, что мы можем встретить в северных штатах США в основном формируется Азорскими антициклонами. Летом есть вероятность в 25 % того, что ветер будет дуть с силой в пять баллов, но при этом поверхность воды остается почти ровной без волн, в случае шторма укрытие всегда рядом. Приливов и отливов нет благодаря очень узкому входу в Балтийское море. Течение, которое несет почти, что пресную воду на выход из моря возникает из-за большого количества талой воды, которая накапливается в северной части моря. Соленую воду заносит в Балтику из Северного моря подводными течениями.
Это не секрет что гранитный архипелаг, имел множество разных опасных мест, которые были известны в основном местным рыбакам и капитанам паромов. Только с появлением GPS навигации Skärgård открылся для большинства шведов. Практически все скалы и мели хорошо обозначены на картах включайте зуммер эхолота по громче и вы вне опасности. Зря не рискуйте, установите на эхолоте минимальный уровень глубины с запасом потому что из-за колебаний атмосферного давления уровень воды может изменяться на метр.
Центральные острова Skärgård, те которые находятся поближе к материку, значительно больше, выше, достаточно плодородные для того что бы на них рос густой лес и были построены дачные дома жителей Стокгольма. Внешние острова архипелага Skärgård больше открыты стихии и имеют более дикий вид. Эти острова меньше и ниже. Воздействие древнего ледника оставило на этих скалах некоторые остатки почвы и только самые стойкие и выносливые растения смогли прижиться на этих камнях. Очень редко на них можно встретить летние домики красного цвета или же общественные сауны, но большинство этих островов остаются нетронутыми.
В Skärgård обычно заходят через Sandhamn на востоке, Söderarm на севере или Dalarö на юге, их окончанием считается маяк на Svenska Högarna, самом восточном острове архипелага, который находится всего на расстоянии 45 миль от центра Стокгольма, остров Arholma на севере находится на расстоянии около 80 миль от самого южного острова Landsort. Этот захватывающий уголок дикой первозданной природы шириной меньше чем однодневный переход, но вы можете, исследовать его всю жизнь и никогда не высадится на один и тот же остров дважды.
Мы встретились на нашей яхте Arcona 380, возле штаб квартиры верфи Arcona, которая находится в городе Gustavsberg на острове Värmdö, это всего лишь в двенадцати милях на восток от центра Стокгольма. Torgny After и Ewa Jansson , наши хозяева и гиды приготовили запасы еды и под мотором мы вышли на запад через узкий проход из Густавсберга в направлении более широкого Baggensfjärden.
Пришли небольшие порывы ветра, мы подняли грот. Очень низкие удивительно плоские как блины гранитные камни остались по левому борту мы поставили стаксель и повернули на юг до того как на нас неожиданно налетел шквал. У шведов было очень плохое празднование середины лета в 2014 году, холодные северные ветры снижали температуру воздуха в два раза до 11 градусов Цельсия. Мы прошли мимо роскошного здания Шведского Королевского яхт-клуба Royal Swedish Yacht Club’s (KSSS) в Saltsjöbaden.
Дальше на юго-восток находится остров Ingarö Fjärden , на котором расположено много летних домов жителей Стокгольма, они разбросаны в густом лесу вдоль крутого берега острова Ingarö до самого входа в гавань. Эти дома самые разные — от шедевров современной архитектуры с собственными саунами и причалами возле которых покачивается яхта, до характерных домиков построенных из обрезных досок с белыми окнами, почти все эти дома ржаво–красного цвета покрашены традиционной для Швеции краской, из окислов меди и железной руды.
В Nämdöfjärden, нам пришлось взять два рифа потому что ветер усилился до пяти баллов, дальше мы повернули на северо-восток и ждали порывов до восьми балов которые могли подуть слева между островами. Протиснувшись в узкий проход межу островами Hasselö и Skarprunmaren мы зашли в хорошо защищенную гавань для гостей Sandhamn на острове Sandön, где пришвартовались прямо на набережной.
Sandhamn так же популярен среди яхтсменов в Швеции как остров Cowes возле Мельбурна в Австралии. Мы пришли сюда в конце июня на острове, было всего около 30 гостевых яхт. Но в июле, когда вся промышленная Швеция закрывается на период отпусков, Sandhamn становится местом бесконечного фестиваля, на который в огромном количестве прибывают отдыхающие, в это время года паромы работают как водное такси безостановочно. Непосредственно к зданию Королевского Яхт Клуба примыкают три ветки причалов покрытых почерневшими от времени досками, эти причалы могут принять 240 яхт, импозантное здание яхт клуба построенное в 1897 году доминирует над бухтой. Электричество и вода доступны, топливо также. Есть пекарня, несколько ресторанов, магазин и бар все это непосредственно на набережной. Нарядные летние домики также готовы принимать гостей, но большинство местных живут немного дальше в глубине острова в небольших домах огороженных низкими заборчиками, которые разбросаны вдоль узких извилистых улиц.
Дождь и ветер вечером утихли и утром мы проснулись в гораздо более комфортной среде. После быстрой прогулки по берегу мы позавтракали на борту и протянувшись на носовых швартовах вышли из гавани. Обогнув остров Сандён, мы направились на юго-запад с приличной скоростью в 8 – 9 узлов скользя мимо подушек из гранита которые не только защищают от волнения открытого моря но также могут быть невидимым препятствием для киля под водой Расстояние в десять миль, на юго-восток до острова Bullerö мы прошли очень быстро, после того как мы вошли в узкий извилистый пролив мы убрали паруса и запустили мотор.
Пока Ewa готовила концы и трап для схода на берег, Torgny пытался найти подходящее место для якоря передвигаясь под двигателем первая попытка была неудачной, якорь упал на гранитное днo , определившись с местом высадки на берег мы нашли подходящий участок дна где якорь хорошо зацепился за ил. Заведя якорный конец на лебедку грота, Torgny передал управление Еве Ewa и с носа прыгнул на берег.
Torgny завел швартовый конец с наветренной стороны, затем отрегулировал длину кормового и носового концов таким образом что бы было удобно высадиться на берег и при этом не повредить нос яхты о скалу. Закрепив дополнительный конец длиной 50 метров за рым на берегу и заведя четвертый швартов с противоположного борта мы надежно зафиксировали яхту и после этого высадились на берег исследовать остров.
Bullerö лиственный лес в море, уникальный остров для этой местности а также для архипелага Åland. Начиная с 1653 на острове поселились земледельцы, которые выращивали овощи и картофель, они сами таскали за собой деревянные плуги потому что не могли прокормить лошадей в течении зимы, поселенцы ловили рыбу отстреливали морских котиков и морских птиц. Однако с развитием индустрии на материке жизнь на острове стала очень непривлекательной и в начале двадцатого столетия остров опустел.
В 1908, известный шведский пейзажист Bruno Liljefors купил остров Bullerö и еще 300 островов вокруг него, он построил на острове охотничий домик и несколько мастерских. В 1923, Liljefors продал архипелаг своему другу, газетному магнату и опытному яхтсмену Torsten Krüger, который расширил владения, докупив еще 600 островов. Он также был импресарио таких звезд Голивуда как Charlie Chaplin, Errol Flynn и Mary Pickford все они гостили на острове Bullerö. Часть истории острова связанная с Крюгером полна неожиданных поворотов и захватывающих историй, но она слишком большая и яркая для нашего очерка.
Сын Крюгера Krüger Бьйорн Björn, оказался страстным любителем природы, он протестовал против варварского разорения птичьих гнезд, в те времена птичьи яйца считались вполне традиционной едой. Он разводил на острове очень редких морских орлов и филинов, а также другие исчезающие виды местных птиц. Так получилось само собой, что его частные владения превратились в заповедник. Когда в 1967 году Бьйорн Крюгер решил продать свои острова компания Shell, предложила ему 80 миллионов шведских крон SEK80m (£5.5 миллионов фунтов), но вместо этого, он продал все 900 островов шведскому государству — за 3.8 миллиона шведских крон SEK 3.8m (£260 тысяч фунтов) с условием, что острова сохранят свой защищенный статус. В 1976 был основан государственный заповедник, и часть островов с февраля по август закрыта для посещения ради защиты птичьих гнезд.
Писатель и художник Альберт Енгстрем Albert Engström, один из представителей культурного сообщества Liljefors , рассказывал о небывалой концентрации счастья на нетронутом и заповедном клочке суши которым является остров Bullerö действительно я понимаю, что он имел в виду. Возможно что заповедный статус создает это чувство защищенности и первозданной чистоты которое я почувствовал здесь. Этот остров как будто королевство для детей весть остров от края до края всего лишь полторы мили с небольшими холмами с вершины которых можно рассматривать бахрому леса миниатюрные луга и крошечные бухты все доступно для первооткрывателей, все время пока я был на острове я не переставал улыбаться.
Вернувшись на борт, мы продолжили наше путь далее на юго-запад в природную гавань Koxviken на острове Biskopsön мы шли до тех пор пока мы не увидели очень редкую старинную яхту: Beatrice Aurore. Это типичная шхерная крейсерская яхта построенная в 1920 году в соответствии с правилами 150 квадратных метров парусности, которые были разработаны в Стокгольме в 1908 году. Несколько лет назад кран случайно раздавил ее при неудачном спуске на воду. Синдикат из десяти любителей старинных яхт полностью восстановил эту двадцати двух метровую классическую красавицу и теперь она развлекает своих новых владельцев все лето каждый по очереди путешествует на яхте одну неделю.
Определившись с местом стоянки Torgny забросил надежный якорь затем забил в скалы на берегу несколько стальних костылей с петлями для крепления швартовых, Ewa навела порядок на носу. Надежно пришвартовав яхту мы с удовольствием любовались красотой места нашей ночной стоянки.
После короткой прогулки по острову, во время которой мне не довелось встретить ни одного из 50 оленей которые заполонили остров с тех пор как они на нем поселились в 1920-тых годах. Я вернулся на яхту отведать шведское мясо гриль. Его начали мариновать на яхте затем на берегу его пожарили на гриле и съели на борту. Еда которая готовится на гриле всегда намного вкуснее чем та которая готовится на плите тем более в условиях дикой природы. Мы хорошо поели выпили и наблюдали за тем как садится солнце но ночь никак не наступала. В полночь было достаточно светло для того чтобы читать. «Белые ночи» — это дополнительное и очень редкое удовольствие доступное летом в этих широтах.
Мы знали, что уже сегодня окажемся обратно в Великобритании, но все еще не верилось что это возможно. После завтрака мы убрали носовые швартовы Torgny в это время выбил костыли обратно и мы заскользили вдоль нашего последнего отрезка пути длиной в 30 миль, в конце которого Torgny пообещал высадить нас на берег в городе.
С попутным северным ветром мы вошли обратно внутрь архипелага Skärgård, прошли мимо Ingarö Fjärden и оставили за бортом Saltsjöbaden. Я думал, что дальше мы войдем в Baggensfjärden и пройдем вдоль Gustavsberg, затем на береу сядем в автомобиль. Но как оказалось, я ошибался.
Мы убрали паруса и пошли под мотором, я переживал что мы влетим прямо в берег но как оказалось за поворотом открылся вход в прекрасный пролив который называется Baggensstäket, по обеим берегам этого пролива выстроились в ряд небольшие летние домики которые стоят астрономических денег. Baggensstäket это самый древний вход в Стокгольм: по нему в город попадали торговые суда; а также чума, которая была занесена в город из Эстонии в 1710 ; также по этому проливу в город пришло известие о победе шведов на русским в 1719 году.
Узкий канал вывел нас в Lännerstasundet перед тем как повернуть на север в Skurusundet , обрывистые берега которого застроены роскошными домами каждый с собственным причалом и местом для хранения лодки зимой когда вода замерзает. Затем мы вышли на фарватер, который используется огромными круизными судами которые заходят в Стокгольм и пошли прямо на восток по реке Norrström к средневековой части Стокгольма которая называется Gamla Stan . Наша последняя швартовка была возле временного причала который был специально установлен для участников гонки вокруг острова Готланд Round Gotland Race, прямо напротив находился Королевский Дворец и Королевский Оперный Театр. Torgny сказал: « Я же обещал что высажу вас в городе».
Вот почему большинству шведов не надо никуда далеко путешествовать. За пол дня до этого мы были пришвартованы посередине каменистой дикой природы, ощущая себя на краю цивилизации. А уже сейчас мы оказались прямо в центре роскошной Европейской столицы. Я подумал о том, что всем шведам очень повезло иметь прямо за порогом своей двери такое замечательное место для отдыха, такого нет нигде больше на всем земном шаре: Уютная ошеломляющая и практически бесконечная красота. Что еще можно добавить они хорошо знают это, любят природу ценят и защищают ее и что еще важно позволяют другим насладиться такой красотой.
Что вам надо знать для путешествий по Стокгольмскому архипелагу
Graham Fay Cattell , совместно являются секретарями Круизной ассоциации Балтийская секция Baltic Section , у них более 17 лет опыта плаваний по архипелагу. (Примечание: эта информация актуальна на время написания этой статьи в: 2014)
Специальное снаряжение
Носовая лестница (открытый на носу реллинг, почти всегда, посадка высадка проходит через нос)
50 метров швартового конца и несколько карабинов
Кормовой якорь и по 30 метров дополнительных носовых швартовых концов которыми можно привязать лодки за деревья или костыли вбитые в скалу
Несколько костылей для швартовки (iron pegs that act as mooring points)
Дополнительные кранцы для прохода в узких каналах
Небольшой гриль (нельзя разводить огонь прямо на скале потому что она может треснуть)
Шведский флаг вежливости
Солнечные панели или ветро-генератор который зарядит вам батарею пока вы не в марине
Погода
В основном в сезон преобладают северные и юго-западные ветра. Прогноз погоды на английском можно услышать в 08:00 и 20:00 VHF. Выбирайте канал в зависимости от места нахождения: Väddö (ch78), Svenska Högarna (ch84), Nacka (ch26), Södertälje (ch66), Torö (ch24).
Документы
Возьмите ваш страховой полис, ваш налоговый номер и документы, подтверждающие вашу квалификацию. Для капитана чартерной лодки необходим диплом капитана RYA Yachtmaster или билет ICC .
Стоянка в марине
В общем, цены ниже, чем на южной побережье Великобритании. Все гавани яхт клубов, как правило, дешевле и имеют гостевые причалы смотрите на знак Gästhamn . Условия могут быть разными но как правило вы можете рассчитывать на воду, электричество, туалет, переработку мусора, заправку топливом и часто сауна на берегу.
Стоянка на якоре
Шведские правила общего доступа (allemansrätt) позволяют вам стоять на якоре где вам удобно, но не надо становиться на якорь вблизи чужого дома — уважайте право местных жителей на их частную жизнь.
Лоция
Это лучший сборник карт по местной лоции. Уже несколько лет не печатается — и нет планов, что бы возобновить публикацию этих карт. Купите на вторичном рынке или учите шведский язык.
Вам надо купить сборник карт на месте или заказать комплект из UK. Необходимо четко следовать направлениям проложенным на картах и на местности все проходы промаркированы буями, бакенами и маяками. Пользуйтесь GPS для подстраховки, но визуальная навигация самая главная в этих местах, вам необходимо постоянно отмечать на карте местоположение вашей яхты.
Лучшая лоция на английском языке Arholma-Landsort и остров Gotland, уже не публикуется.
Правила работы с отходами
Яхты под иностранным флагом не должны быть оборудованы сливной цистерной, но с апреля 2015 года сброс неочищенных вод за борт запрещен в Шведских водах. Уже сейчас сброс запрещен в реках, каналах и в портах. Повсеместно есть возможность сдать грязную воду на специальные суда или даже на пункты приема грязной воды, которые стоят на якоре. На многих островах есть туалеты на берегу.
Шведская яхтенная ассоциация
Есть смысл купить сезонный билет члена шведской яхтенной ассоциации Swedish Cruising Association (SXK,www.sxk.se) (семейный взнос стоит всего SEK640, or £55). У членов есть право швартовки к причалам SXK и скидки на тарифы в гаванях принадлежащих SXK .
Связь
Мобильный оператор Telia очень хорошо покрывает весь архипелаг. Если вы ожидаете звонки от ваших шведских друзей местная сим карта сэкономит им много денег. Если вы планируете только звонить, новые тарифы в роуминге такие, что нет смысла, покупать местную сим карту.
Wi-fi доступен во многих маринах. Британский 3G также работает в Швеции.
Топливо
Дизельное топливо в маринах не содержит в своем составе биодизель, если только это не универсальная заправка на которой заправляются и автомобили.
Кемпинговые газовые баллоны можно поменять, но вам нужен шведский газовый баллон, который в ходу только в Швеции и больше нигде. Mожно заменить ваш баллон в Дании или Германии. Теоретически можно заполнить в Швеции Британский баллон при помощи правильного переходника.
Алкоголь
Медицина
Комары могут быть очень большой проблемой, возьмите с собой средство от комаров или купите его на месте. Если это возможно подготовьте сетки, которые можно одеть на люки и илюминаторы вашей лодки. Клещи могут переносить энцифалит или болезнь Лайма.
Пути на Балтику
Из Южной Англии надо выйти в Северное море или дойти в Германии до Brunsbüttel и далее через Кильский канал Kiel Canal.
Из Северной части UK, пройдите проливы Skagerrak и Kattegat. Некоторые лодки смогут пройти через Limfjord но остерегайтесь мелководья возле побережья Дании, подветренный берег может быть очень опаcным.
Также вы можете пройти через всю Швецию с запада на восток и выйти прямо в Стокгольмский архипелаг по созданному Thomas Telford — Гота каналу Göta canal. Там на самом деле два канала старый и новый (Trollhätte and Göta) и еще реки и огромные озера. Плата за транзит – SEK 6,510 (около £560) в один конец для яхт длиной 9-12 м (30-39ft), с дополнительной оплатой SEK500 (£43) за негабаритную ширину более 3.3m (10ft 10in). В эту стоимость входит стоянка до пяти ночей в любой из двадцати одной марине по пути.